Главная » 2013 » Март » 6 » Памяти Алексея Германа. Душа там, где детство
20:15
Памяти Алексея Германа. Душа там, где детство
Каждая его картина погружала нас в прошлое, при этом заново высвечивая настоящее, – в 40-е и 50-е годы, на которые пришлось детство самого режиссёра. Для всей страны это были великие, созидательные и одновременно страшные времена. Именно на них выпали ужасная война и Победа, довоенные репрессии и начало так называемой оттепели... 

Возвращение в детство режиссёра представляется не только попыткой воссоздать и заново осознать время, проникнуть в некую суть очень важных для всех нас вещей, но и данью памяти дорогим и близким людям, поколению отца и деда.

Внук капитана царской армии, сын известного советского писателя, наш неравнодушный современник Алексей Герман, настойчиво погружая зрителя в свои воспоминания, переживания и размышления, всякий раз обращал и нас к нашему детству, нашим истокам, нашей душе. Делал он это талантливо и проникновенно, искренне и беспощадно. Часто – положив в основу сценария историю своей собственной жизни. Историю дорогую, волнующую, во многом показательную.

Дед Алексея Германа, Павел Николаевич, в 1914 году мобилизованный на фронт, стал артиллерийским офицером. Жена его, Надежда Константиновна, учительница русского языка, вместе с четырёхлетним сыном Юрием последовала за мужем на передовую – как сестра милосердия.

Будущему писателю и отцу кинорежиссёра довелось провести своё детство то на артбатарее, то в военном госпитале.

Надо сказать, Павел Николаевич пользовался огромным авторитетом среди сослуживцев, и в годы Гражданской войны солдаты избрали его командиром дивизиона.

После окончания войны семья продолжала кочевать по стране из Курска в Обоянь, из Обояни – в Льгов, из Льгова – в Дмитриев-Льговский...

С 14 лет Юрий Павлович Герман работал: сначала суфлёром, а потом актёром в театре. В газете «Курская правда» он напечатал в 1926 году свой первый рассказ. В конце 20-х – начале 30-х годов появились его романы «Рафаэль из парикмахерской» и «Вступление». Похвала и поддержка Максима Горького открыли молодому писателю путь в большую литературу и кинематограф.

По сценариям и романам Юрия Германа были сняты известнейшие фильмы: «Семеро смелых», «Дело Румянцева «, «Дорогой мой человек», «День счастья», «Доктор Калюжный», «Верьте мне, люди», «Наши знакомые «, «Дай лапу, Друг», «Пирогов», «Белинский», «Россия молодая»...

С кино связал свою жизнь и Алексей Герман. Закончив в 1960 году режиссёрский факультет ЛГИТМИКа (курс Г.М.Козинцева), он какое-то время работал в театре и даже был помощником Г.Товстоногова в БДТ. Однако в 1964 году Алексей Юрьевич ушёл на киностудию «Ленфильм», где и появились (хоть и с большими перерывами) его знаменитые фильмы: «Проверка на дорогах» (1971), «Двадцать дней без войны» (1977), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Хрусталев, машину!» (1997).

Сценарии почти всех его работ, кроме «Двадцати дней...», были написаны по произведениям отца и собственным воспоминаниям. Пробивались они к зрителю непросто. Принципиальность и некоторая жёсткость режиссёра, его стилистическая непохожесть на других и дотошная натуралистичность картин раздражали чиновников от кино и некоторых коллег.

Снимал режиссёр Герман медленно, часто выбиваясь из студийного графика, что вызывало нарекания начальства и постоянные проблемы с завершением съёмок его фильмов и продвижением их в прокат. С другой стороны, у строптивого и необычайно талантливого режиссёра всегда находились защитники – сначала друзья отца, а потом и его собственные почитатели.

Время показало, что Алексей Герман от своей творческой манеры и принципов не отказался, выстоял, продолжал работать, снискав завидное положение в отечественном кинематографе, уважение широкой зрительской аудитории. Картины режиссёра оказались снятыми не для коммерческих западных кинофестивалей, а для тонких ценителей высокого искусства.

В последние годы Герман долго и мучительно снимал «Трудно быть Богом». Некоторые СМИ упрекали его в затянутости съёмочного и монтажного периодов. Друзья же говорили, что он снимает неторопливо и основательно, потому что вкладывает в работу душу и сердце, всего себя, выросшего из трудного, но незабываемого детства – его страны впечатлений и открытий, фантазий и памяти – благодарной и уникальной.

Говорили о том, что выдающийся Мастер иначе не может, и что только так и надо снимать настоящее Кино…

Хорошо помню, как в одном из последних интервью Алексей Герман, отвечая на вопросы о губительных нелепостях сегодняшних лет, о себе, о родителях и целом поколении наших отцов, читал стихи своего современника поэта Геннадия Шпаликова:
…Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу,
Кто меня вернёт?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где – Боже мой! –
Будет мама молодая
И отец живой.
Режиссёр ушёл от нас 21 февраля, не дожив нескольких месяцев до своего 75-летия. Ушёл в свои фильмы – там, где живёт его детство и его Душа. Большая Душа большого Художника.
Категория: Общероссийские события | Просмотров: 942 | Добавил: Кореш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Местные новости [445]
Все самое свежее и актуальное в Обояни и Обоянском р-не. Большой архив событий за прошлые года
Курск и область [126]
Новости областного центра и региона 46
Общероссийские события [15]
Новости страны в целом. От Калининграда до Владивостока
Мировые новости [7]
О том и о тех, что вдалеке от нас
ПОДЕЛИТЬСЯ
Друзья сайта
Блог mk51rus г.Мурманск, г.Курск, г.Белгород
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0