Главная » 2012 » Декабрь » 16 » Симфонический оркестр в руках обоянца
15:20
Симфонический оркестр в руках обоянца
Баян-так на просторах Интернета называют устаревшую новость, надоевшую уже всем шутку. Мол, древность это все, покрытая толстым слоем пыли. Юрий Беляев, артист Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, от такого поминания всуе любимого инструмента морщится, как от чего-то крайне неприятного. Для него баян — это целый мир, а точнее — симфонический оркестр.

— Возможно, баян и не самый совершенный инструмент, но один из таких, — размышляет музыкант. — Он дает огромные возможности исполнителю. Собственное звучание, подражание другим инструментам — может возникнуть ощущение, что играют сразу несколько человек.

Слабый интерес молодежи к народной музыке выражается и в том, что на «народные» отделения учебных заведений конкурса почти нет. Самому же Юрию в свое время пришлось выдержать конкуренцию при поступлении и в музыкальную школу, и в училище, и в Воронежский институт культуры (позже — государственная академия искусств). «Наверное, мы были последним поколением советских детей, которые с радостью шли учиться», — говорит наш собеседник. Впрочем, в то время он об этом не задумывался. И вообще, изначально, как и все мальчишки, хотел пойти на гитару. Но папа Юрия — настоящий поклонник баяна, и выбор инструмента был предрешен. Несколько раз в неделю юный баянист добирался вместе с бабушкой из родного села до Обояни десять километров на перекладных — в музыкальную школу. «Позже, когда я чему-то научился, стал в разных мероприятиях участвовать, родители из соседних сел тоже заинтересовались, стали своих ребят отправлять музыке учиться, — вспоминает Беляев. — И председатели колхозов уже автобусы выделили. Так что мы с бабушкой были в этом плане первопроходцами».

На память о семилетней учебе Юрия в музыкальной школе на Доске почета осталась фотография: большой баян и за ним — макушка юного исполнителя. «Это сейчас инструменты делают специально для детей. А раньше какой дали — на том и играй», — улыбается артист. Кстати, выясняется, что баян — инструмент не только широких возможностей, но и большой цены. Механика сложная, много ручной работы. Поэтому самый простой, ученический, стоит 35 тысяч. Профессиональный — по цене автомобиля, от 200 тысяч и выше. Может, еще и поэтому сейчас не очень популярно это направление, что не каждая семья способна «потянуть» такие расходы?

Но увлеченность за деньги не купишь. А что еще, кроме нее, помогло абитуриенту Курского музыкального училища Юрию Беляеву выдержать пятичасовой исполнительский марафон, который устроила ему его будущая преподавательница? «С учителями мне очень повезло, — считает наш собеседник. — Сильнейшие педагоги, и как личности, и как профессионалы. Интересно было учиться».

После был Воронеж, институт-академия, аспирантура. А также многочисленные поездки с друзьями, различные выступления — от европейских площадок до московского метро — и, конечно, любовь.

— Есть такая закономерность у «народников»: они всегда тянутся к более правильным, так сказать, отделениям. У многих моих коллег жены — пианистки, как моя супруга, — смеется баянист. — Такое вот притяжение противоположностей. Главное, конечно, любовь, а не профессия. Правда, музыкантам легче понять друг друга.

Благодаря жене-липчанке Юрий Беляев оказался в 2001 году в Липецке. Стал артистом Государственного оркестра народных инструментов. Причем художественный руководитель коллектива Олег Федянин сразу предложил аспиранту воронежской академии место первого баяна.

— Поначалу волновался. Коллеги — опытные мастера, надо быть на уровне, ответственность огромная. Но Олег Иванович подбодрил: давай-давай, ничего страшного, — рассказывает наш собеседник. — Мне нравится в нем решительность, умение подтолкнуть человека вперед, требовательность. Это здорово. Считаю, мне крупно повезло с коллективом. Сейчас наш оркестр — один из лучших в стране, готов играть любые программы, выступать на любых площадках, даже самых престижных.

Кстати, о престиже. Еще в детстве Юра Беляев мечтал хотя бы просто побывать на знаменитом международном конкурсе «Дни гармоники» в германском городе Клингенталь. В 2007-м мечта сбылась: вместе с коллегами по оркестру Константином Богдановым (балалайка) и Андрем Панекиным (балалайка-контрабас) в составе трио «Вернисаж» наш собеседник стал лауреатом второй премии данного состязания.

Восемнадцать лет учебы, победы в международном и региональных соревнованиях не отменяют необходимость в постоянном совершенствовании. «К нам такие мастера приезжают — как у них не учиться? — замечает баянист. — Или вот наши артисты из «Трио баянистов». Это люди с неиссякаемой энергией, общение с ними очень многое дает».

Однако многие ли слушатели способны оценить исполнительское мастерство во всех его тонкостях? И как избежать досады, выступая перед неподготовленной публикой?

— Если человек пришел в зал, значит, он уже подготовлен, — возражает Юрий Беляев. — У каждого есть свой слушатель. Но, признаться, когда выходишь на сцену, стараешься, чтобы тебе самому понравилось. Иногда подходят после концентра, хвалят: как хорошо! А ты знаешь, что сыграл плохо, «недотянул». И ничьи комплименты это не изменят. Вообще, выступление на сцене — это тоже особое вдохновение, особое состояние. Когда выхожу играть соло — у меня за спиной тридцать человек. У каждого свои проблемы: кто настроился на игру, кто нет. Солист, дирижер, оркестр — это как компьютерная сеть, все должны друг с другом взаимодействовать. Если где-то что-то оборвалось — все это чувствуется. Оркестр — очень тонкий живой организм, трудно учесть все факторы, влияющие на него.

— У баяна большое будущее, — уверен Юрий Беляев. — Уже сейчас есть популярные исполнители, коллективы — Петр Дранга, дуэт «Баян микс», которые выступают с успехом на эстраде. Но и «классические» народные оркестры находят своего слушателя. То, что приносит людям радость, всегда будет востребовано.

И что бы ни произошло, несколько самых благодарных слушателей у нашего собеседника есть всегда. Это, прежде всего, его родители и дочери. «Когда приезжаю к отцу, всегда играю для него, без этого ни одно застолье не обходится, — улыбаясь, говорит музыкант. — А дочки уже сами проявляют музыкальные способности. Младшая, любительница пения, пока ходит в садик, а старшая уже во втором классе музыкальной школы стала лауреатом международного конкурса. Ее инструмент — флейта. Но в машине она просит: «Пап, включи свои записи».
Категория: Местные новости | Просмотров: 969 | Добавил: Кореш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Местные новости [445]
Все самое свежее и актуальное в Обояни и Обоянском р-не. Большой архив событий за прошлые года
Курск и область [126]
Новости областного центра и региона 46
Общероссийские события [15]
Новости страны в целом. От Калининграда до Владивостока
Мировые новости [7]
О том и о тех, что вдалеке от нас
ПОДЕЛИТЬСЯ
Друзья сайта
Блог mk51rus г.Мурманск, г.Курск, г.Белгород
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0